суббота, 9 ноября 2019 г.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Тигр II», тяжелый танк, "Звезда", масштаб 1:72

Panzerkampfwagen VI Ausf. B«Тигр II», модель фирмы "Звезда" в масштабе 1:72

      Panzerkampfwagen VI Ausf. B«Тигр II», или «Короле́вский тигр» (традиционный перевод с нем. «Königstiger», на самом деле это немецкое слово для бенгальского тигра) — немецкий тяжёлый танкзаключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 серийных танков. Это последний серийный тяжёлый танк нацистской Германии.

Отслеживая тенденцию совершенствования танков союзников (в первую очередь Советского Союза) в плане повышения броне защиты, немецкое командование обоснованно пожелало усилить танковое вооружение, приспособив для них мощнейшие полевые буксируемые 88-миллиметровые противотанковые пушки, принятые в 1943 году на вооружение и больше известные как РаК 43 и РаК 43/41 (Panzerabwehrkanone). Бронебойный снаряд (масса 10,2 кг) выпускаемый из этих пушек с начальной скоростью 1000 метров в секунду пробивал на дистанции 2 тыс. метров броню толщиной 132 миллиметра, установленную под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберным — и того больше.
     Техзадание на машину, которая превосходила «Тигр» по огневой мощи и другим параметрам, выдали в августе 1942 года компании Хеншель и КБ Порше, то есть задолго до окончательной отработки орудия KwK43. Важным требованием являлось рациональное расположение бронелистов корпуса как на советских танках Т-34.

Ф. Порше и Э. Адерс опять начали состязание, чья машина будет признана лучшей. Как и прежде, Порше проиграл. Он стал попросту подгонять «Тигр» под новые требования. На танке «тип 180» в башне, смещенной вперед, конструктор предлагал установить 150-миллиметровую пушку (L/37) или 105-миллиметровой с длиной ствола 70 клб. Однако вскоре данную затею оставил и начал создавать VK4502(P). Но большая потребность в дефицитных материалах, таких как медь, поставила на этом танке крест.
Первый образец Адерса также был отвергнут, а вот вторая машина VK4503(H)

Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» с башней Порше

 была принята. Прототип изготовили в октябре 43-го года. Правда, Адерсу было предложено включить в машину некоторые удачные конструктивные находки компании MAN, работавшей в то время над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик требовал унифицировать последующие поколения серийных машин.

Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B «Tiger II»
     Производство танков Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» Sd Kfz 182 (в отечественной литературе известен под названием «Королевский тигр»), начали в январе 44-го года. Вначале со сборочного конвейера компании Хеншель сходили две «шестерки». Несмотря на это, в 1944 г. выпустили 377 танков «Королевский тигр», а в период с января по март 45-го — 112 машин. Максимальное производство в месяц — 84 танка — пришлось на август 44-го года. Всего же было построено 489 «Королевских тигров».
Компоновка тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В "Tiger В»
     Первые 50 Pz Kpfw VI Ausf В имели башни обтекаемой формы разработанные Порше. Основание командирской башенки выступало за боковую стенку башни. Заметный «заман» создавался закругленной лобовой частью башни. Данным специфическим термином тонко характеризовался главный недостаток конструкции: снаряд, который попадал в скошенную броню, рикошетил вниз и пробивал тонкую крышку корпуса. Машины с июля 44-го года начали комплектовать более простой башней конструкции Адерса, которая в лобовой части имела 185-миллиметровую броню вместо 100-миллиметровой у башни Порше.
Немецкий тяжелый танк Тигр II, увязший в сырых лугах. Окрестности чешского города Тржебонь. май 1945 г



     Кроме мощной пушки, «Tiger II» выгодно отличался бронированием и рациональной формой корпуса. Верхний лобовой лист, имеющий толщину 150 миллиметров, устанавливался под углом 50° к вертикали.

Под таким же углом устанавливался 100-миллиметровый нижний лист. На 25 градусов были наклонены верхние боковые стенки, на 30 градусов кормовые бронелисты, нижние были расположены вертикально. Толщина стенок корпуса составляла — 80 миллиметров, крыши и дна — 40-42 миллиметра; кормы и бортов башни — 80 миллиметров. Листы кормы имели наклон 21 градус. Однако гомогенная броня (имела пониженное содержания легирующих добавок из за дефицита связанного с потерей украинской сырьевой базы) уступала по снарядостойкости броне, применявшейся ранее на «Элефантах» и «Тиграх». Перед сваркой бронелисты соединялись сложным способом при помощи шипов, «ласточкиного хвоста» и тому подобное.

Советские офицеры осматривают уничтоженный тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из неустановленного подразделения. У правого офицера в руках кавалерийская венгерская сабля. Дорога Балашноди — Армат, Венгрия


     Третья часть боекомплекта — 22 снаряда унитарного заряжения в горизонтальном положении — размещалась в кормовой большой нише башни около казенника пушки. Это вместе с механизмом заряжания облегчало работу заряжающего и повышало боевую скорострельность.

«Королевские тигры» оснащались высококачественными оптическими приборами. Командир танка имел еще и панорамный артиллерийский прицел. Следовательно, дальность стрельбы теперь ограничивалась лишь максимальным углом возвышения орудия — 15 градусов (для сравнения: у «Элефанта» — 14 град., у «Тигра» — 10 град.).
В отличие от «Пантеры» и «Тигра» башня не имела полика. Механический привод поворота башни (как на «Тигре») дополнялся гидростатическим. Управлять башней могли командир и наводчик.

Тигр II (Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II» с башней «Порше») 1-й роты 503-го танкового батальона (1./sPzAbt 503), сожженный экипажем. Танк из 503-го батальона буксировался «Бергепантерой» (эвакуационная машина на базе танка «Пантера»), с которой была сделана эта фотография


     Чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, имелась система продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела до открытия затвора. Командирская башенка была аналогична башенке «Пантеры». Через люк, выполненный в заднем обводе башни, производили замену ствола пушки, загружали боеприпасы. Кроме того, он служил для покидания танка в аварийных ситуациях. В прямоугольной дверце имелась пистолетная амбразура.
Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр») во время наступления в Арденнах
     В корме размещалась силовая установка — «Майбах» HL230P30, та же, что и на «Пантере». Трансмиссии «Tiger» отличались друг от друга лишь некоторыми деталями: на Ausf В у механизма поворота отсутствовали две степени свободы для прямолинейного движения. Для управления механизмом поворота служил гидросервопривод штурвала; резервным являлся механический привод.
Немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский Тигр» едет вдоль колонны пленных американских солдат в Бельгии

     Более существенными были различия в ходовой части. Сдвоенные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и шахматное расположение, в промежутки с соседними блоками не заходили, а чередовались на коротких и длинных осях балансиров. Подвеска – одинарная, торсионная. Первый и девятый узлы имели гидравлические амортизаторы. Ширина боевых гусениц – 800 миллиметров. При перевозке по ж/д путям они заменялись узкими транспортными ширеной 660 миллиметров, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц были прикрыты экранами, которые защищали машину от кумулятивных снарядов.

Венгерский солдат курит вместе с членом пулеметного расчета части СС у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II». Венгрия. Конец декабря 1944 года

     В дуэльном бою «Королевский тигр» превосходил все танки, используемые во Второй мировой войне. Имел он и наибольшую боевую массу — 68 тонн. Командирские танки оснащались доп. радиостанцией.

Немецкие и венгерские солдаты у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст». В октябре 1944 года, немцы, опасаясь потерять нефтяные месторождения Венгрии, совершили в Будапеште государственный переворот, в результате которого власть перешла к Ференцу Салаши

     Новыми танками вооружили тяжелые танковые батальоны вермахта и войск СС. Они воевали на Западном и Восточном фронтах, особенно интенсивно в 44-м году в Арденнах и в Польше. Последний раз данные машины участвовали в сражении в мартовском наступлении 45-го года в Венгрии в районе озера Балатон, где большая часть Tiger II была уничтожена войсками Красной армии.
Экипаж одного из немецких тяжелых танков Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II»:

Год выпуска – 1944;Боевая масса – 68000 кг;Экипаж – 5 человек;Основные размеры:Длина по корпусу – 7260 мм;Длина с пушкой вперед – 10260 мм;Ширина – 3760 мм;Высота – 3080 мм;Защищенность:Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 150 мм (50 град.);Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (25 град.);Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 180 мм (9 град.);Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 40 мм;Вооружение:Марка пушки – KwK43;Калибр – 88 мм;Длина ствола – 71 кпб.;Боекомплект – 72 выстрела;Число пулеметов – 2;Калибр – 7,92 мм;Боекомплект – 5850 патронов;Подвижность:Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P30;Мощность двигателя – 700 л. с.;Максимальная скорость по шоссе – 35 км/ч;Запас топлива – 860 л;Запас хода по шоссе – 170 км;Среднее давление на грунт – 1.07 кг/см2.

Комментариев нет: