понедельник, 20 апреля 2020 г.

"Бофорс" MK-1/2, британское 40-мм зенитное орудие, "Звезда", масштаб 1:72

Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72

   Вновь пополнил коллекцию очередной зенитной установкой. Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2 от фирмы "Звезда" в масштабе 1:72. В комплекте были четыре фигурки. Использовал акриловые краски, лак, пигменты, самодельную химию.


Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72

   Из доработок - подставка. Взяв идущую в комплекте подставку, застелил самодельной брусчаткой, водрузил на нее самодельное укрепление из мешков. Как обычно, вместе с фотографиями готовой модели добавил интересный материал об истории данного орудия.

Скачать инструкцию Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72. Архив RAR, 197 Кб. 



   После окончания Первой мировой войны во многих странах на вооружении имелись 37-мм автоматические зенитные пушки Максима-Норденфельдта и 40-мм автоматические зенитные пушки Виккерс.
   Обе системы имели сходную схему работы автоматики на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола.
   Первая в мире 37-мм автоматическая пушка была создана американцем Х. С. Максимом в 1883 году. В целом, по своей конструкции, это был увеличенный в размерах широко известный пулемёт.
   Все механизмы 37-мм автомата монтировались в кожухе и коробе. Кожух направлял ствол при стрельбе и являлся резервуаром для охлаждающей жидкости, в этой же жидкости находился и пружинный накатник. Избыточная энергия отката поглощалась гидропневматическим буфером.
   Для питания использовалась матерчатая лента на 25 снарядов. Вес снаряда около 500 г. В качестве снарядов использовались чугунная граната с донной ударной трубкой, картечь, имеющая 31 пулю или дистанционная граната с 8-секундной трубкой. Темп стрельбы—250-300 выстр./мин.
   Автомат Виккерс представлял собой облегченный и несколько упрощенный автомат Максима с водяным охлаждением ствола. Изменения позволили уменьшить размер короба и вес автомата по сравнению с Максимом.

40-мм автоматическая пушка Виккерс
Лёгкий крейсер «Де Рёйтер»
Механический аналоговый вычислитель Керрисона
   Однако в боях было обнаружено, что использование устройства Керрисона в некоторых ситуациях было, не всегда возможно, а кроме того, требовалось снабжение топливом, которое применялось для питания электрогенератора. Из-за этого в большинстве случаев при стрельбе чаще всего пользовались только обычными кольцевыми прицелами, без использования какого либо целеуказания и расчетов поправок на упреждение, что очень снижало точность стрельбы. С учётом боевого опыта в 1943 году была разработано простое трапециевидное устройство Stiffkey, которое перемещало кольцевые прицелы для введения поправок при стрельбе и управлялось одним из зенитчиков.
ЗСУ Crusader III AA Mark I
ЗСУ "Carrier, SP, 4x4 40-мм, AA 30cwt"
   Эти самоходные установки использовались для поддержки сухопутных войск и обеспечивали быструю защиту от воздушных атак без необходимости стационарной установки на грунт и разворачивания системы в боевое положение.
   После падения в 1940 году Голландии часть голландского флота ушла в Великобританию, и у англичан появилась возможность детально ознакомиться с морскими 40-мм установками «Хаземейер». 40-мм голландские морские зенитные установки «Хаземейер» выгодно отличались по боевым и служебно-эксплуатационным характеристикам от британских 40-мм «пом-помов» фирмы «Виккерс».
    Несмотря на то, что в Германии имелся собственный зенитный 37-мм автомат «Рейнметалл», 40-мм Bofors L60 активно использовались в вооруженных силах Германии и её союзников.

Брошенная польская 40-мм зенитка Bofors L60 на фоне разгромленной колонны
   В Финляндии и Венгрии эти орудия производились по лицензии и использовались в течение всей войны.
Финское 40-мм автоматическое зенитное орудие «Бофорс» L60 на бронепоезде
  Но наиболее массовой копией Bofors L60 стала советская «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г.» известная также как 61-К.
   После провала попытки запуска в массовое серийное производство на подмосковном заводе им. Калинина (№ 8) германской 37-мм автоматической зенитки «Рейнметалл», в связи с острой необходимостью в таком зенитном орудии, на самом высоком уровне было решено создавать зенитный автомат на базе шведской системы которая к тому времени получила всемирное признание.

   Орудия обоих типов применялись в основном во флоте, что было обусловлено потребностью оружия в чистой воде для охлаждения стволов, значительным весом (400-600 кг) и сложностью конструкции.
   Эти автоматы показали себя весьма эффективным средством ПВО. Сравнительно мощный снаряд обладал хорошим разрушительным эффектом, часто пораженный самолет разваливался в воздухе. Автоматический огонь позволял создать достаточную плотность огня и резко повышал вероятность поражения цели.
   Общими недостатками автоматов были: сложность и дороговизна изготовления, сложная чистка и подготовки к стрельбе, применение матерчатой ленты и длинный путь патрона при подаче из ленты, невысокая надёжность.
   Вскоре в связи с бурным развитием авиации эти орудия перестали удовлетворять запросам военных. Требовалось более надёжное и дальнобойное оружие для ведения огня по воздушным целям.
   Летом 1930 года в Швеции начались испытания нового 40-мм автоматического орудия, которое было разработано Виктором Хаммаром и Эммануэлем Янссоном, конструкторами завода Бофорс.
   Автоматика пушки основана на использовании силы отдачи по схеме с коротким откатом ствола. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора после выстрела с экстрагированием гильзы, взведение ударника, подача патронов в патронник, закрывание затвора и спуск ударника) производятся автоматически. Вручную осуществляется прицеливание, наведение орудия и подача обойм с патронами в магазин.
    Интерес к новой системе проявили ВМС Швеции. Официальные испытания для шведского флота начались 21 марта 1932 года. По окончанию испытаний оно получило название Bofors 40-мм L/60, хотя ствол был на самом деле длиной 56,25 калибров, а не в 60, как это следует из названия. Фугасный 900г снаряд (40х311R) покидал ствол со скоростью 850 м/с. Темп стрельбы около 120 выстр/мин, который несколько увеличивался, когда орудие не имело больших углов возвышения. Это было связано с тем, что сила тяжести помогала механизму подачи боезапаса. Т.е. собственный вес снарядов помогал в работе механизму перезарядки.
   Практическая же скорострельность была 80-100 выстр/мин. Снаряды заряжались обоймами на 4 патрона, которые вставлялись вручную. Орудие имело практический потолок около 3800м, при дальности более 7000м.
   Автоматическая пушка была снабжена современной по тем временам системой прицеливания. Горизонтальный и вертикальный наводчики имели рефлекторные прицелы, третий член расчета находился сзади них и работал с механическим вычислительным устройством. Прицел питался от 6В батареи.
   Однако признание новой системы как это часто бывает, произошло не на родине. Шведские военные моряки считали, что оптимальным калибрами для зенитных автоматов являются 20-25-мм, поэтому они не спешили заказывать менее скорострельные 40-мм зенитки.
   Первым заказчиком зенитных автоматов L60 стал голландский флот, установивший 5 спаренных установок этого типа на лёгкий крейсер «Де Рёйтер» (De Ruyter).

   В дальнейшем голландский флот закупил ещё несколько партий зениток для вооружения кораблей. Пушки монтировались на специальной стабилизированной установке, разработанной голландской компанией «Хаземейер» (Hazemeyer). В конце 1930-х годов эта установка была наиболее совершенным в мире зенитным оружием ближнего действия.
   На вооружение ВМС Швеции орудие поступило после испытаний и опытной эксплуатации только в 1936 году. Первые версии 40-мм орудий применялись на подводных лодках. Ствол был укорочен до 42 калибров, что снизило начальную скорость снаряда до 700 м/с. Когда это орудие не использовалось, ствол поднимался вверх, и орудие убиралось в водонепроницаемый цилиндрический пенал. Укороченное орудие использовалось на подводных лодках типа Sjölejonet, на которых оно было единственным палубным орудием, достаточно мощным, чтобы обеспечить действенный огонь и по малым судам.

   В 1935 году появилась сухопутная версия этого орудия. Оно было установлено на четырёхколёсной буксируемой «телеге». В случае острой необходимости стрельбу можно было вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. В штатном режиме станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из «походного» положения в «боевое» занимал около 1 минуты.



   При массе установки около 2000 кг, её буксировка была возможна обычным грузовым автомобилем. Расчет и боеприпасы при этом располагались в кузове.
   Орудие пользовалось популярностью у зарубежных заказчиков. Первым покупателем зенитки стала Бельгия. В число стран, закупивших зенитные орудия Bofors L60 в конце 30-х годов вошли: Аргентина, Бельгия, Китай, Дания, Египет, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Норвегия, Латвия, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Таиланд и Югославия.
   Bofors L60 производилось по лицензии в Бельгии, Финляндии, Франции, Венгрии, Норвегии, Польше и Великобритании. В весьма значительных количествах Bofors L60 производилось в Канаде и в США. Более 100 тыс. 40-мм зенитных орудий «Бофорс» было изготовлено во всем мире к концу Второй мировой войны.
   Выпускаемые в разных странах зенитные 40-мм орудия были адаптированы к местным условиям производства и применения. Комплектующие и части орудий разной «национальности» зачастую не были взаимозаменяемыми.
   Наибольшее отличие от «оригинала» имели зенитки британского изготовления. Англичане проделали огромную работу по упрощению и удешевлению орудий. Для ускорения наведения по быстро перемещающимся и пикирующим самолётам, британцы использовали механический аналоговый вычислитель майора Керрисона (A.V. Kerrison), который стал первой автоматической системой управления зенитным огнем.


   Прибор Керрисона представлял собой механическое счётно-решающее устройство, позволяющее определять углы наведения орудия на основе данных о положении и движении цели, баллистических параметрах орудия и боеприпасов, а также скорости ветра и других внешних условий. Полученные углы наведения автоматически передавались на механизмы наведения орудия с помощью сервомоторов.
   Расчет из трех человек, получая данные с этого прибора, достаточно легко и с хорошей точностью наводил орудие. При использовании этого устройства вычислитель управлял наведением орудия, а расчету оставалось только заряжать орудие и вести огонь. Первоначальные рефлекторные прицелы были заменены более простыми кольцевыми зенитными прицелами, которые использовались в качестве дублирующих.
   В данной модификации, пушка QF 40 mm Mark III стала армейским стандартом легкой зенитной установки. Это британское 40-мм зенитное орудие имело самые совершенные прицельные приспособления из всего семейства «Бофорсов».
   Британцы и американцы с использованием Bofors L60 создали ряд ЗСУ. Зенитные орудия с открытой башней устанавливались на шасси танка Crusader. Эта самоходная зенитная установка получила название Crusader III AA Mark I.


     Однако наиболее распространенной британской 40-мм ЗСУ стала "Carrier, SP, 4x4 40-мм, AA 30cwt", созданная путём монтажа зенитного орудия на шасси обычного четырехколесного грузовика Morris.
   В США «Бофорсы» монтировались на модифицированных 2,5 т шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353.
     В конце войны «Бофорсы» практически полностью вытеснили на крупных боевых кораблях 20-мм автоматические пушки Oerlikon.
   Захваченные в Польше, Норвегии, Дании и Франции трофейные «Бофорсы» использовались немцами под обозначением 4-cm/56 Flak 28.
   Некоторое количество этих орудий норвежского производства применялось на подводных лодках и на крейсерах "Адмирал Хиппер" и "Принц Ойген".

   В Японии была предпринята попытка запуска в серийное производство Bofors L60 после того как несколько британских установок с воздушным охлаждением были захвачены в Сингапуре. Японская зенитка получила обозначение 4 см/60 Тип 5, но в значительных количествах не производилась из-за слабости производственной базы.

  Британская армия впервые приступила к испытаниям 40-мм автоматических зенитных пушек «Бофорс» L/60, польского производства в 1937 году. В Англии они получили обозначение «40-мм зенитная пушка QF Mark I» («Quick Firing» – скорострельная, англ), или Mark I/2 после внесения небольших изменений в пламегасителе. Эти орудия отлично себя зарекомендовали и уже очень скоро англичане купили лицензию на их производство у шведского концерна «АВ Bofors». В Великобритании началась большая работа по приведению шведского орудия под британские стандарты в дюймовой системе мер. Английская 40-мм автоматическая зенитная пушка «Бофорс» была принята на вооружение британской армии в 1938 году. В производство пошли зенитные автоматы двух образцов: Мк. I и Мк. II, последний из которых, имел досылатель упрощенного образца. Ствол Мк. I выпускался из хромоникелевой стали, ствол Мк. II – из никелевой стали, автофретированный.

Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72

   Англичане значительно усовершенствовали технологию изготовления этого орудия, сделав его более удобным для конвейерного производства, в то время как на фирме Bofors пушки собирались вручную, и многие части подгонялись с использованием напильника, что требовало больших трудозатрат. Полигонные испытания выявили, что пушка имеет серьезные проблемы при наведении на высокоскоростную цель. Хотя она быстро приводилась в боевое положение, точное прицеливание было затруднено. Британцы установили ПУАЗО в виде механической аналоговой вычислительной системы Керрисона, которая явилась первой автоматической системой управления зенитным огнем. Расчет из трех человек, использующий этот прибор, легко наводил орудие на цель, а на циферблате прибора отмечалось примерное расстояние до цели в любых атмосферных условиях. В данной модификации пушка «Бофорс» получила обозначение «QF 40 mm Mark III».
Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72

   Зенитная пушка «Бофорс» имела ствол-моноблок с вертикальным клиновым затвором. Действие автоматики пушки было основано на принципе использования отдачи (с подвижным стволом). Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и пружинного накатника. Питание патронами производилось из 4-х зарядного магазина. Выстрелы в зарядную камеру поступали автоматически после того, как стрелок нажимал на спуск. После этого, выстрел досылался в казенник, тот закрывался и производился выстрел. Затем отражатель выбрасывал стреляную гильзу, и казенник был готов к поступлению нового выстрела. Патроны непрерывно подавались на лоток досылателя, чем достигалась непрерывность автоматического огня. Этот процесс продолжался до тех пор, пока зенитчик не переставал нажимать на спуск (или пока не заканчивались выстрелы). 
   Если ствол перегревался, его можно было быстро заменить. Ствол пушки был снабжен пламегасителем. Станок орудия состоял из верхней и нижней частей. Верхняя часть станка – вращающаяся, обеспечивала горизонтальное наведение орудия. Одновременно, она являлась основанием для качающейся части орудия. Нижняя часть станка крепилась к четырехколесной подрессоренной повозке с двумя откидными станинами и служила основанием для верхней части. В боевом положении повозка стояла на четырех опорах (колеса были приподняты над землей). Для облегчения перевода пушки из походного положения в боевое и обратно служили пружинные компенсаторы, смонтированные внутри основной станины повозки. Горизонтирование пушки производилось четырьмя домкратами, расположенными на концах основной (продольной) и откидной станин.
Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72

   Колеса повозки - дисковые, с пневматическими шинами – имели гидравлические тормоза; подрессоривание – независимое для каждого колеса. Это относилось к установке на платформе Мк.I. Имелась также установка на платформе Мк. II, снабженная съемными боковыми станинами и отделяемыми при переходе в боевое положение ходами (без подрессоривания). Подъемный и поворотный механизмы приводились в действие электрогидравлическими приводами, имелись также ручные приводы. Станок лафета с электрогидравлическими приводами получил обозначение «Мк. Ш». Первоначальные образцы станка (Мк. I и Мк. II) имели только ручные приводы механизмов наводки, причем станок Мк. II был приспособлен к установке электрогидравлических приводов. Уравновешивающий механизм пружинного типа. Стрельба из пушки, как правило, велась непрямой наводкой при помощи ПУАЗО, причем пушка наводилась автоматически электрогидравлическими приводами в соответствии с данными, поступающими с ПУАЗО. Пушка снабжалась также прицелом для стрельбы прямой наводкой по наземным целям (а также по воздушным - в случае отсутствия ПУАЗО).
Британское 40-мм зенитное орудие "Бофорс" MK-1/2,"Звезда", масштаб 1:72

   Боекомплект пушки «Бофорс» состоял из унитарных выстрелов с осколочно-трассирующими и бронебойными снарядами. Осколочно-трассирующая граната (массой 0,997 кг ) была снабжена головным взрывателем мгновенного действия. Боевой заряд придавал ей начальную скорость 850 м/сек. Предельная дальность стрельбы это гранатой: по вертикали - 7900 м , по горизонтали - 11400 м . Бронебойно-трассирующий снаряд – сплошной, имел массу 1,076 кг .
40-мм зенитная пушка «Бофорс» совместно с 3-х и 3,7-х дюймовыми тяжелыми зенитными орудиями явилась очень мощным средством ПВО при обороне Великобритании в годы Второй мировой войны. Британский флот во время войны также активно использовал пушки «Бофорс» L/60 в самых различных модификациях.

С 1938 по 1944 год в странах Британской империи было выпущено 13264 40-мм зенитных орудий «Бофорс».
Годы выпуска – 1938 - 1945
Всего выпущено – 13264 ед.
Калибр - 40 мм
Масса в боевом положении - 2320 кг
Длина ствола - 2250 мм
Длина нарезной части - 1933 мм
Расчет - 6 человек
Скорость движения – до 50 км/ч
Скорострельность - 120 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы - 11400 м
Дальность прямого выстрела – нет данных
Углы обстрела:
По горизонтали - 360°
По вертикали - −5° +90°

Источники: 1, 2

Комментариев нет: