пятница, 1 мая 2020 г.

Санта-Мария, корабль Христофора Колумба, "Звезда", масштаб 1:350

Санта-Мария, корабль Христофора Колумба, "Звезда", масштаб 1:350

     В конце 2019 года проходили с сыном материал учебника Истории за 5 класс, параграф о Христофоре Колумбе. Спустя пару дней, вдохновленный очередной идеей, я взялся за набор от фирмы "Звезда". 
Санта-Мария, корабль Христофора Колумба, "Звезда", масштаб 1:350. Коробка
Санта-Мария, корабль Христофора Колумба, "Звезда", масштаб 1:350. Детали на литниках

     Хоть на коробке и написано, что набор предназначен для сборки без клея, все-таки клей лишним не будет. Я использовал акриловые краски "Невская палитра", масло от этой же фирмы, акриловый лак, спандекс для такелажа. Подставку решил оставить родную, из набора. Украсил ее импровизированными золотыми самородками.
Санта-Мария, корабль Христофора Колумба, "Звезда", масштаб 1:350
   "Нинья", "Пинта", "Санта-Мария" - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.
   После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.
Христофор Колумб (1451-1506)
   Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно?  Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз.  И всякого добра из Чипангу и Чайны, (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях.  Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла:
   Каравелла первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла":
caravel – lat. / caravela-port. / carabela-hisp./ caravella-it./

   Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается  дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

    Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла
Смотрите сами: /his./carabela = корабль 

Санта-Мария, корабль Христофора Колумба, "Звезда", масштаб 1:350


Типовая конструкция каравеллы:
  Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот-мачты и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скорость развивали каравеллы:
   Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

  Расстояние от Канарских до Багамских островов Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

  Мореходные качества каравеллы:
Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот-мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. Крутой бейдевинд При крутом бейдевинде, (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

Историческая эпоха каравелл:
   Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну.

  Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, первыми пересекшими Атлантический океан осенью 1492 года.

Экспедиция Христофора Колумба. 1492 год

 «Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

   Каравелла "Санта-Мария" Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип  грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров.  Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами.  Место гибели "Санта-Марии" на Гаити. Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».



К"Санта-Мария" - действующая копия корабляак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии».  В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии»  в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.



Как выглядела каравелла «Пинта»

   Модель каравеллы "Пинта"Про «Пинту» - второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани — косой.



Что из себя представляла каравелла «Нинья»

   Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» — всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. Модель каравеллы "Нинья" Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина — 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение — 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн,  на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".

   «Нинья» - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к берегам Нового Света, а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению -  любимое судно Колумба.

Комментариев нет: